Вторая неделя октября, скорее всего, запомнится как момент, когда президентская кампания 2016 года сошла с рельсов и полетела под откос.
Эксперты и шутники любят говорить о так называемом «октябрьском сюрпризе» — неожиданности, которая переворачивает кампанию с ног на голову. В этом октябре главной неожиданностью, пожалуй, был бы день без сюрпризов.
Вот некоторые итоги прошедшей недели, которые, вероятно, бросят тень на американскую политику на несколько лет вперед.
Воскресный поединок в грязи
Если и были у кого-то сомнения насчет того, в каком направлении пойдут дебаты кандидатов ночью в воскресенье, то они рассеялись за час до начала эфира, когда Дональд Трамп устроил спонтанную пресс-конференцию с женщиной, обвинявшей Билла Клинтона в сексуальных домогательствах.
Как ни странно, затрагивание республиканцами сексуальной жизни бывшего президента не было самым ошеломляющим моментом дебатов. Он настал, когда Трамп заявил, что Хиллари Клинтон боится его президентства, так как окажется в этом случае за решеткой.
«Такие подстрекающие речи оскорбительны для присущей демократам благопристойности и нарушают границы американского политического дискурса», — пишет обозреватель-консерватор Чарльз Краутхаммер.
В течение нескольких дней после дебатов Трамп только увеличивал напряжение. Тогда как раньше он старался утихомирить толпу своих поклонников, выкрикивающих «Посади ее!», теперь, наоборот — он их науськивает.
«Она должна сесть в тюрьму», — заявил Трамп во время демонстрации в Пенсильвании. Ушло даже подобие умеренности, наличия стержня и сдержанности. С этого момента начинается настоящее «мясо».
Парад обвинителей
Впрочем, после того, как «тюремную» риторику Трампа осудили как слева, так и справа, этот момент дебатов вряд ли окажет серьезное влияние на последний месяц кампании. Эта (сомнительная) честь достанется утверждениям Трампа о том, что возмутившие многих ремарки относительно приставаний к женщинам на видеозаписи были «обычным мужским трепом в раздевалке».
Такое откровенное отрицание спровоцировало появление все новых женщин, заявляющих, что дела Трампа вообще-то вполне соответствуют его словам, сказанным на записи. Джессика Лидс, утверждающая, что Трамп пытался облапать ее в самолете, чуть из кожи не выпрыгнула, как она говорит, когда услышала, что Трамп отрицает свое непристойное поведение.
Не раз во время кампании Трамп обещал предоставить доказательства того, что эти обвинения сфабрикованы, в нескольких речах отрицал обвинения.
На сегодня, однако, все доказательства Трампа против обвиняющих его женщин свелись к дискуссии о подвижности подлокотника в кресле самолета и том, что у Трампа попросту не было достаточно времени, чтобы предпринять что-нибудь предосудительное. И что самое поразительное, одну из женщин он и вовсе назвал недостаточно привлекательной, чтобы его зацепить.
«Поверьте, я бы вряд ли ее выбрал», — сказал Трамп на митинге в Северной Каролине в пятницу.
А теперь поверьте мне — это заявление точно не прибавит ему голосов.
В клочья
За шумовой завесой цирка на гастролях, в который превратилась кампания Трампа, вы могли не заметить, что команда Клинтон тоже провела неделю, развеивая собственный скандал. Благодаря Wikileaks, опубликовавшей электронную переписку, якобы вскрытую русскими хакерами, публика смогла взглянуть на кампанию Клинтон изнутри, и картина эта местами не очень презентабельна.
Сотрудники штаба одержимы рассылками сообщений и даже индивидуальных твитов, обдумывают негативные тактики кампании, пытаются разрешить собственные распри и вдохновить либералов-католиков на мятеж.
В электронных письмах, если предположить, что они настоящие, содержится подготовленное оппозицией полное досье на главного оппонента Берни Сандерса, а также наиболее спорные выдержки из обращения Хиллари Клинтон к банкирам Уолл Стрит, в котором она ностальгирует по открытым границам и зоне свободной торговли в Западном полушарии.
Они также демонстрируют порой весьма задушевные отношения демократического штаба с ведущими журналистами и телекомментаторами, включая свидетельства того, что бывший активист демократической кампании, а ныне исполняющая обязанности главы Национального комитета Демократической партии Донна Брэзил могла заранее сообщить избирательному штабу Клинтон вопрос, который будет задан на телевизионных дебатах в ходе праймериз.
Предвыборная кампания напоминает колбасу, за процессом изготовления которой никому не хотелось бы наблюдать.
Трамп против всего мира
Давайте все же признаем, забыв на минуту об этих спорных электронных посланиях, что на сегодняшний день это — мир Трампа, и мы все в нем живем. К сожалению для кандидата от республиканцев, в этом конкретном мире за каждым углом скрываются враги, которые замышляют отнять то, что по праву принадлежит ему.
Объявив во вторник утром в своем твите, что теперь он свободен от «оков», Трамп продолжил сражаться с представителями руководства собственной партии, клеймить безнадежно необъективные, с его точки зрения, СМИ и предупреждать о международном заговоре с целью погубить американскую демократию.
Он регулярно напоминает своим сторонникам, что им следует тщательно следить за избирательными участками «в других районах» на предмет злых козней. А на его вебсайте открыта подписка на роль добровольных «наблюдателей за выборами».
«Эти выборы покажут, являемся ли мы свободным народом, или у нас имеется лишь иллюзия демократии, а на самом деле нас контролирует лишь горстка выразителей особых глобальных интересов, которые подрывают систему, и наша система уже подорвана», — заявил Трамп в четверг на митинге во Флориде.
По словам Трампа, его кампания — это война с «глобальной силовой структурой, которая несет ответственность за экономические решения, ограбившие наш рабочий класс, лишившие нашу страну богатства и положившие эти деньги в карманы горстки крупных корпораций и политических образований».
Последние замечания Трампа, по мнению некоторых обозревателей, свидетельствуют, что от антисемитских свистков он перешел к настоящей сирене.
«Что бы там ни думал или говорил Трамп, белые националисты и неофашисты, которых он разбудил, будут с удовольствием слушать его речи, поскольку он проталкивает хрестоматийные антисемитские теории заговоров со всем необходимым набором ключевых слов и эмоций, — пишет либеральный блогер Джош Маршалл. — Подобные конспирологические и реваншистские фантазии побуждают насилие и нападки на повседневную демократию».
Два Обамы: хук слева, хук справа
На этой неделе также дали точный залп два орудия главного калибра Демократической партии.
У президента Барака Обамы, рейтинг которого вырос до самого высокого за почти четыре года уровня, похоже, кончились уничижительные эпитеты для кандидата от республиканцев. В среду Обама предположил, что после таких комментариев в адрес женщин Трампу не то что президентства, но даже работы в супермаркете нельзя давать.
Но, быть может, еще больше республиканцев должно обеспокоить то, что Обама привязал всю их партию к предвыборному кораблю Трампа, который может пойти на дно.
«Им не пройдет даром то, что в последнюю минуту появляется запись, на которой человек, которого они выдвинули и поддержали, говорит вещи, о которых приличные люди и помыслить не могут, не говоря уже о том, чтобы произнести это вслух, а тем более хвастаться этим, да еще и применять на практике», — заявил Обама в четверг, выступая в Огайо.
«Нельзя дожидаться, чтобы такое, наконец, произошло, а потом сказать, что это уж слишком, и после этого думать, что он может оставаться лидером и заслуживает права быть избранным в американский Сенат».
Эти замечания резко контрастируют с тем, что говорил Обама еще в июле на съезде Демократической партии, когда он просто отметил, что Трамп не воплощает в себе республиканские или консервативные ценности.
Одновременно Трампа атаковала первая леди США Мишель Обама, и атака эта была куда более персональной и смертельной.
Преимущество Мишель заключается в том, что она может говорить с американцами не как политик, а как простой гражданин, (который при этом живет в Белом доме, разумеется). А в данном случае она обратилась к народу как сильно рассерженная женщина.
«Мы не можем просто замести это под ковер как очередную неприятную особенность этих печальных выборов, — заявила она по поводу опубликованных комментариев Трампа. — Это был наделенный властью человек, который свободно и открыто говорил о своем хищническом сексуальном поведении».
Тот факт, что выступление Мишель Обамы состоялось незадолго до того, как Трамп поделился своими конспирологическими теориями, средства массовой информации заклеймили его, а сам политик категорически отверг обвинения в сексуальных домогательствах, делает заявление первой леди еще более ярким.
Радиоактивные осадки
Если отвлечься от риторики и от бури, поднявшейся в СМИ, то нынешние выборы сводятся к арифметическому подсчету. Кто сможет задействовать больше финансовых и людских ресурсов? Кому достанется большинство голосов в ключевых штатах? Заявления и сиюминутные события, конечно, играют свою роль, но в итоге важно лишь то, что будет заполнено в бюллетенях, и цифры, которые появятся на экранах в день выборов.
Последний опрос общественного мнения говорит о том, что прошедшая неделя была весьма неудачной для Дональда Трампа.
Его рейтинг падает по всей стране, в то время как Хиллари Клинтон удалось значительно укрепить позиции, которые до начала дебатов выглядели не очень внушительно.
Волнует республиканца и ситуация в колеблющихся штатах. Он по-прежнему лидирует в Айове, однако такие важные в плане политических баталий штаты как Огайо, Флорида и Северная Каролина начали отворачиваться от него. И даже в таких надежных с точки зрения республиканцев штатах как Аризона, Джорджия, Юта, Аляска и Индиана наметились признаки сдержанности.
Недавний опрос в Техасе, который республиканцы проводят перед каждыми президентскими выборами с 1976 года, и где демократов не избирали с 1994 года, показал, что отрыв Трампа составляет всего 4 балла.
Между тем до выборов остается меньше месяца, и время Трампа истекает. Предвыборные дебаты на будущей неделе могут стать его последним шансом встряхнуть гонку. Однако если исходить из опыта двух последних противостояний, то они скорее укрепят успех Клинтон.
В прошлом аналитики и эксперты не раз ошибались на счет Трампа.
В ходе праймериз он наглядно продемонстрировал, как можно из раза в раз разрушать сложившиеся стереотипы. События последней недели, от которых порой выворачивало наизнанку, однако показывают, что этому нью-йоркскому бизнесмену понадобится невероятная удача, чтобы он смог включить Белый дом в свою империю недвижимости.