Уединенная зарубежная недвижимость — страсть не только российских олигархов. В последнее время она овладела многими миллиардерами из Кремниевой долины, и чаще всего их взоры обращаются в сторону Новой Зеландии.
Уединенный остров с хорошим климатом давно входит в «джентльменский набор» уважающего себя миллиардера. Гавайи, Британские Виргинские острова, Багамы, Фиджи — вот, согласно опубликованной Forbes галерее, те райские уголки, которые оккупированы миллиардерами со всего мира.
Однако все чаще они рассматривают эту недвижимость не как место для отдыха, а как «запасной аэродром», куда можно сбежать в случае глобальной нестабильности. И тогда особенно важным фактором становится не развлекательная инфраструктура, а уединенность, удаленность от стран с агрессивной внешней политикой и военных баз.
По этим параметрам лидирует Новая Зеландия. Страна, не имеющая наземных границ с другими государствами, выглядит более защищенной от эпидемий и военных конфликтов. А небольшая населенность — 4,5 млн человек на 268 тыс. кв. км — позволяет на почтительном от городов расстоянии возвести весьма комфортное «убежище» для себя и своих близких, чтобы наблюдать за гибелью остального мира с безопасного расстояния.
Хоббит Кремниевой долины
В конце января 2017 года The New Zealand Herald сообщила, что один из самых известных и богатых американцев — Питер Тиль — приобрел 477 акров на Южном острове. Тиль был первым крупным инвестором в Facebook и основал платежную систему PayPal, но особенное внимание к себе привлек во время последних президентских выборов, когда объявил, что, в отличие от большинства своих коллег в Кремниевой долине, поддерживает Дональда Трампа.
Поместье у озера Ванака, которое оценивается примерно в $10 млн, Тиль приобрел еще два года назад, причем не обратившись за разрешением к правительству, хотя эта земля имеет особый статус и сделки иностранных граждан с ней должно утверждать Агентство по иностранным инвестициям. Новость в том, что, как объяснила представитель ведомства, Тиль не иностранец, у него уже шестой год новозеландское гражданство. Этот факт американский миллиардер никогда не афишировал.
К Новой Зеландии у Тиля особая симпатия. Там снимался «Властелин колец», а Тиль настолько восхищен творчеством Толкиена, что названия для крупнейших своих проектов выбирал из его книжек: Palantir Technologies, Valar Ventures, Mithril Capital Management.
Впрочем, дело далеко не только в Толкиене. По мнению Тиля, в мире идет такая же борьба добра со злом, как во «Властелине колец», но с тем отличием, что благополучного исхода не будет. Темные силы — эпидемии, социальные волнения или войны за ограниченные ресурсы — могут оказаться непреодолимыми, и тогда от них можно будет только спрятаться на краю света. «Я больше не верю, что свобода и демократия совместимы», — говорит Питер Тиль. Возможно, получение гражданства Новой Зеландии ближе всего к жизни в Средиземье, предполагает The New York Times.
Новая Зеландия радушно привечает богатых со всего мира. В обмен на инвестиции в $7,3 млн за три года там можно получить вид на жительство, при этом жить постоянно в стране не нужно, достаточно проводить 44 дня в году. Есть и экономный вариант: $1,1 млн за четыре года и 146 дней в году в стране. И американские миллиардеры охотно пользуются этой возможностью. В Новой Зеландии имеют запасные аэродромы основатель инвестфонда Tiger Management Corp. Джулиан Робертсон, кинорежиссер Джеймс Камерон, председатель совета директоров Fidelity National Financial Билл Фоли и др.
Среди владельцев новозеландской недвижимости также глава российского «Евраза» Александр Абрамов и гонконгский финансист Майкл Нок. По данным Bloomberg, если в 2011 году Новая Зеландия выдала 10 тыс. инвестиционных виз, то в 2016-м — уже 75 тыс.
«Если миру суждено скатится в ад, то это лучшее место на планете. Люди хотят безопасности и поэтому стремятся в Новую Зеландию», — говорит директор по обслуживанию клиентов Malcolm Pacific Immigration Дэвид Купер.
В ожидании апокалипсиса
Предвкушение катастрофы не покидает в Кремниевой долине не только Тиля. В этом смысле у него там больше единомышленников, чем в политических пристрастиях.
Многие в Долине воспринимают приход Дональда Трампа в Белый дом как очередной шаг на пути к глобальной катастрофе. Например, организаторы проекта «Часы Судного дня» в конце января заявили, что от катастрофы мир отделяет всего 2,5 мин. Ученые, а среди них 17 лауреатов Нобелевской премии, убеждены, что так близко к апокалипсису мир не находился с 1950-х годов, когда США и СССР приступили к испытанию термоядерного оружия.